VK Youtube
ВВЕРХ


                
22.06.2004

Проведены испытания ТПА

В период с 15 по 18 июня в акватории Чёрного моря специалистами ООО "ТЕТИС ПРО" совместно и ООО "Дайв Про" (г. Киев) была проведена серия демонстраций миниатюрного телеуправляемого подводного аппарата "Обзор-150". 

Подводные аппараты «Обзор» способны выполнять обследовательские и поисковые работы на глубинах до 300 метров. Небольшие массогабаритные характеристики подводного аппарата и системы управления позволяют оперативно транспортировать и размещать ТПА «Обзор» на любых типах катеров и судах-носителях. Спуск подводного аппарата за борт осуществляется вручную непосредственно за кабель-трос.

Комплект подводного аппарата «Обзор-150», принимавшего участие в демонстрации, был уложен в три пластиковых кейса-чемодана и доставлен в Севастополь в купе пассажирского поезда, затем на легковом автомобиле перевезён в бухту на место проведения испытаний. В состав демонстрируемого комплекта входили подводный аппарат с цветной и чёрно-белой видеокамерой и светильником 50 Вт, кабель-трос длиной 150 метров и интегрированная консоль управления с ЖК монитором.

На первом этапе производились показательные спуски и обследование причальных стенок Севастопольской бухты. Погодные условия в день демонстрации были крайне неблагоприятными, волнение в бухте достигало 2.5 баллов, прозрачность воды составляла не более 0.5 метров, кроме того, в связи с сильным волнением по поверхности и в толще воды, плавало множество травы и водорослей. Глубина в районе демонстрации не превышала 15 метров. Несмотря на плохую погоду ТПА оказался способным к выполнению обследовательских работ по осмотру причальной стенке и винторулевой группы близстоящих судов. При этом защитная металлическая рама аппарата проявила себя с лучшей стороны, обеспечив полную сохранность корпуса и элементов ТПА при выполнении работ, подъёме и спуске аппарата с причала. Для проверки мореходности, управляемости подводного аппарата и заявленных производителем высоких мощностных характеристик (работе на встречных течениях до 3-х узлов) решено было произвести движение аппарата по поверхности от берега на всю длину кабель-троса. Подводный аппарат справился и с этой задачей, при этом при максимально вытравленном кабеле аппарат продолжал ощутимо тянуть за кабель-тросс при задании движения вперёд. Хотелось бы отметить, что демонстрируемый образец был укомплектован более толстым пятижильным кабелем, в отличие от стандартного трёхжильного, что оказывало дополнительное сопротивление движению. Кроме того специально для увеличения мореходности и мощности подводный аппарат может комплектоваться бесщёточными движителями постоянного тока, обеспечивающими скорость движения около 4-х узлов.

Во время демонстрации на винты движителей намоталось достаточно большое количество водорослей, которые, однако, практически не ограничили степеней движения аппарата. В процессе послепогружных проверок все движители были сняты и очищены от посторонних предметов, при этом разборка и сборка подводного аппарата производилась прямо на пирсе и заняла не более получаса. Такая простота и скорость технического обслуживания достигается за счёт удачной компоновки ТПА, при которой вся электронная часть и видеокамеры находятся в герметичном боксе, а движители крепятся с помощью герморазъёмов непосредственно к корпусу ТПА.

Пластиковый кейс с системой управления ТПА и жидкокристаллическим монитором благодаря своему брызгозащищённому исполнению был установлен непосредственно на причале в месте проведения спусков, питание осуществлялось по удлинителю от ближайшего источника бытового напряжения 220В.

По окончанию демонстрации подводный аппарат был упакован в кейсы и отвезён в гостиницу.

Второй этап демонстрации проходил через день по установлению нормальной погоды. Целью данного этапа было проведение реальной работы по обследованию затонувшей баржи на глубине около 60 метров в акватории бухты Ласпи. Планировалось выйти в район примерного местонахождения баржи, осуществить её поиск при помощи эхолота катера, затем спустить ТПА, выйти на баржу и провести визуальное обследование ее состояния с видеодокументированием данных с подводного аппарата. К сожалению, из-за отсутствия точных координат и ограничения продолжительности работ несколькими часами определить точное местоположение баржи, выйти и обследовать её ТПА не удалось. В процессе поиска эхолотом обнаруживались различные цели на дне, а затем производился спуск ТПА и визуальная идентификация целей. Такая схема работы является типовой при проведении поисковых работ, однако обычно требует значительного времени для обнаружения нужного объёкта. Использование водолазов для задачи визуальной идентификации цели значительно усложнило бы работы и увеличило время их выполнения, кроме того для обеспечения безопасной работы на таких глубинах необходимо наличие барокамеры на судне-носителе, что сказалось бы на стоимости аренды судна.

По результатам выполненных в процессе демонстрации работ можно сделать следующие выводы:

1. ТПА «Обзор-150» обладает хорошими мореходными качествами и управляемостью при работе как в прибрежных, так и в открытых морских водах, в том числе и при работе на максимальной длине кабеля. Конструкция подводного аппарата и его мощностные характеристики позволяют полноценно использовать его при волнении 2.5 балла.
2. Конфигурация подводного аппарата и расположение на нём навесных элементов позволяет проводить быстрое техническое обслуживание и ремонт в полевых условиях силами обслуживающего персонала.
3. Полный комплект ТПА «Обзор-150» может транспортироваться любыми видами транспорта.
4. Специальных требований к размещению и энергопитанию на судне-носителе не предъявляется. Пульт управления выполнен в брызгозащищённом исполнении, что позволяет размещать его на открытой палубе.
5. Использование ТПА «Обзор-150» совместно с водолазами на малых глубинах значительно повышает эффективность работы, а при работе на больших глубинах является единственным средством визуального обследования и классификации подводных объектов.

За время проведения работ и испытаний неисправностей работы системы не выявлено. Система ТПА «Обзор-150» готова к дальнейшей эксплуатации.


К списку новостей...