VK Youtube
ВВЕРХ


                
27.01.2005

Успешно выполнена подводная сварка на нефтяной платформе

Сложнейшую работу выполнили водолазы-сварщики специализированного российского предприятия «Интер-Аква». Методы и приемы подводной сварки одобрены институтом Патона. Подобная операция выполнена впервые в России. Полкилометра сварных швов соединили под водой суперблоки № 2 и № 3, половина кессона платформы теперь единое целое.

Когда завод приступил к строительству суперблоков кессона «Приразломной», возникло много вопросов. Один из них — каким образом произвести сварку конструкций под водой. 
 
- Первоначально планировали сварить суперблоки выше ватерлинии, затем поднять готовую конструкцию на понтонах и сварить днище, - рассказывает специалист производства морской техники Сергей Душичев. — Но этот вариант было сложно реализовать, поэтому стали искать другие пути. Специалисты компании «Интер-Аква», занимающейся обследованием и ремонтом плавсредств и буровых платформ, предложили сварить конструкции под водой. Конструкторы ПКБ «Севмаш» сразу подхватили идею, разработали документацию. 
 
В августе прошлого года в Северодвинск прибыло специализированное судно «Водоем», оснащенное современным водолазным оборудованием. 3 декабря водолазы приступили к сварке. Работали в две смены, без выходных. Спустя двадцать дней был заварен последний стык. 
 
- Первоначально ни завод, ни заказчик идею подводной сварки не рассматривали в принципе, — говорит Александр Лукашов, генеральный директор предприятия «Интер-Аква». - Удалось убедить принять наши предложения. Конструкторы под руководством заместителя начальника ПКБ «Севмаш» В.В. Кузьмина помогли реализовать их. Готовились мы очень тщательно: обследовали суперблоки в бассейне до спуска их на воду, оттачивали различные режимы сварки под водой. 
 
На Севмашпредприятии очень серьезно относятся к качеству сварочных работ. Образцы подводной сварки прошли в центральной лаборатории Севмаша несколько видов контроля. Получается, что «Интер-Аква» получила не только обязательное признание Речного и Морского Регистров, но и прошла сертификацию Севмаша.
Перед заводом стояла непростая задача — аккуратно вывести из бассейна массивные суперблоки, поставить у набережной, обеспечив максимально точное схождение. Лукашов отметил, что специалисты Севмаша провели идеальную стыковку суперблоков, что, в свою очередь, обеспечило идеальные условия для проведения подводной сварки. 
 
В компании работают настоящие асы, объединившиеся в сплоченный коллектив еще в 1987 году. Виктор Рассий, технический директор «Интер-Аква», — выпускник Мурманской водолазной школы. Работал в России и за рубежом, в том числе во Вьетнаме и в Перу. А Николай Ломакин, начальник участка подводно-технических сварочных работ, - выпускник Мурманской школы акванавтов, один из немногих в России, водолаз-глубоководник-акванавт 1 класса. 
 
— Основа любых водолазных работ — это подготовка, — говорит Виктор Рассий. — Считаю, что мы подготовились хорошо, и это во многом повлияло на результат. Оборудование у нас в большинстве своем импортное. Шлемы и маски предназначены для глубоководных работ и имеют три степени защиты. Даже при обрыве шланга, разрыве мембраны, разбитом стекле шлема водолаз может выйти из-под воды. Все снаряжение с водообогревом: тело водолаза помещается в так называемую теплую ванну, с комфортной температурой воды. В таком гидрокостюме сухой остается только голова. Это позволяет работать под водой 6 часов подряд, а аварийные работы могут продолжаться и все 12 часов. 
 
В водолазном посту оборудован специальный многофункциональный пульт, который обеспечивает одновременную работу трех водолазов. Оператор контролирует подачу газовой смеси, температуру теплой воды гидрокостюма, режимы сварки, а также может одновременно общаться с водолазами. На шлеме каждого из них есть индивидуальная видеокамера, что дает возможность наблюдать за ходом работы. Все съемки записываются на DVD-диски, вносятся в архив.. 
 
Мне удалось посмотреть один из фрагментов. Под стальными громадинами суперблоков хорошо слышен голос водолаза: «Сотый шпангоут, провариваем корень шва». Вдруг сквозь шипение микрофона прорываются слова песни. Это Николай Ломакин отмечает завершение смены... 
 
— Подводной сваркой я занимаюсь с 1981 года, - рассказывает Ломакин. — Первые шаги в этом направлении сделали специалисты института Патона. Сейчас в нашем распоряжении уникальная техника, сконструированная по нашим же разработкам. Эти надежные аппараты не подвели и при сварке суперблоков. Полученная плотность шва удивила многих.
Для обывателя сварка — сноп ярких искр. А в воде? 
 
- Все химические процессы протекают не в водной среде, а в газопаровом пузыре, - объясняет Николай. - Физически его заметить невозможно. Получается, что дуга горит под водой. Работу выполняют два человека в специальной беседке. Сборщик готовит участки для сварки, поправляет струбцины, производит зачистку конструкций, следом сварщик выполняет шов. 
 
Надзор за выполнением сварки подводного стыка выполняла Архангельская инспекция Морского Регистра РФ. Как сообщил старший инженер-инспектор Андрей Папин, все прошло удачно, после осушения отсеков поступления воды не наблюдается. Но опасения все же были, потому что работы велись в очень жестких условиях. Тем не менее, водолазы «Интер-Аква» Николай Ломакин, Виктор Рассий и Александр Нестеров блестяще справились с работой. Впереди — сварка стыков двух оставшихся суперблоков и кессона в целом.  

Источник новости: газета "Корабел" г.Северодвинск 11 января 2005

К списку новостей...